СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ из доклада Положение детей в СПб 2010.

Герб Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Часть 4. СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге. 2010 год.

Обеспечение специализированным питанием детей 1-2 года. – Питание детей в дошкольных образовательных учреждениях. – Питание школьников. – Питание в государственных учреждениях начального или среднего профессионального образования. – Питание воспитанников в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Обеспеченность питанием школьников в районах Санкт-Петербурга.Организация питания детей в учреждениях социального обслуживания. – Организация питания в оздоровительных лагерях. – Контроль безопасности и качества поставляемых продовольственных товаров, сырья и услуг питания в детские школьные образовательные учреждения. – Деятельность по совершенствованию организации питания учащихся.

Санкт-Петербургское государственное учреждение
социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья"

Семья. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям Центр Семья.


Законодательством Санкт-Петербурга определены выплаты за счет средств бюджета нуждающимся для приобретения продуктов детского питания и товаров детского ассортимента для детей первых трех лет жизни, воспитывающихся в семьях. По информации Комитета по здравоохранению, реализация Закона Санкт-Петербурга от 17.11.04 №587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» позволило обеспечить детей в возрасте до 3-х лет в полном объеме питанием и одеждой. В соответствии с указанным Законом на 2010 год были установлены следующие выплаты:

  • ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;
  • ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов;
  • ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг;
  • ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 16 лет либо до окончания общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не старше 18 лет из семьи, где оба родителя, законных представителя (единственный родитель, законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг;
  • ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба родителя, законных представителя (единственный родитель, законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг.

Закон от 17.01.07 № 15-7 «Об обеспечении специальным питанием беременных женщин и кормящих матерей в Санкт-Петербурге» устанавливает за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга следующую систему мер:

  • ежемесячное обеспечение специальными продуктами питания беременных женщин до наступления родов;
  • ежемесячное обеспечение специальными продуктами питания кормящих матерей до исполнения ребенку 6 месяцев.

По информации районных отделов здравоохранения, обеспечение питанием детей 1-2 года жизни организовано по пластиковым магнитным картам через специализированные магазины детского питания «Здоровый малыш». По рекомендациям участковых педиатров дети, находящиеся на искусственном или смешанном вскармливании, получают адаптированные молочные смеси, дети с тяжелыми аллергическими заболеваниями – соевое молоко, при непереносимости лактозы – специальные безлактозные смеси. Дети до года, имеющие ферментную недостаточность, обеспечиваются специализированным питанием через городской медико-генетический центр. Новорожденные обеспечиваются бесплатным питанием детскими смесями.

По информации районного отдела здравоохранения Петроградского района, в 2010 году в целях рационального вскармливания детей 1-го года жизни в поликлинике проводилась работа по профилактике и лечению гипогалактии у матерей. Кормящие матери, страдающие хронической патологией (заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринными заболеваниями, анемией и др.) обеспечивались специализированным молочным питанием МДМил-мама» Кормящим матерям выдано 402 рецепта на получение специального питания Нутримил-мама». В случае перевода ребенка на искусственное вскармливание, участковым педиатром даются рекомендации по выбору адаптивной молочной смеси в зависимости от фоновой патологии ребенка (атопия, синдром мальабсорбции и др.). Для детей от 1 года до 3 лет, страдающих гипотрофией, анемией, атопическим дерматитом выдано 59 справок на специализированное молочное питание.

По данным районных отделов здравоохранения: в Василеостровском районе для получения специализированного питания детей 1-2 года жизни выдано 68 справок, в Петродворцовом районе – 18 справок о наличии у ребенка медицинских показаний к обеспечению специальными молочными продуктами детского питания для принятия решения о выплате ежемесячного пособия.

По данным районных отделов здравоохранения в Московском районе Санкт-Петербурга беременным женщинам и кормящим матерям выписано 4124 рецепта на питание, в Курортном районе Санкт-Петербурга специальные продукты питания получили: 461 беременная женщина и 410 кормящих матерей.

Организация рационального питания детей раннего возраста особенно важна в Домах ребенка, куда поступают дети-сироты, дети из социально неблагополучных семей, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе дети с врожденными пороками развития и поражением центральной нервной системы.

Работа по организации питания детей в Домах ребенка ведется на основании Постановления Правительства РФ от 07.11.05 №659 с учетом возрастных физиологических потребностей детей в основных пищевых веществах.

Питание для детей 1-го года жизни назначается индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма. Используются адаптированные молочные смеси, максимально приближенные по своему составу к грудному молоку и обогащенные микроэлементами, витаминами и незаменимыми аминокислотами (НАН-1 для детей от рождения до 6 месяцев, НАН-2 для детей от 6 до 12 месяцев). Широко применяются кисломолочные смеси, содержащие пробиотики (НАН кисломолочный). Недоношенным и маловесным детям назначается лечебная смесь Пренутрилон. При непереносимости белка коровьего молока используется адаптированная смесь на основе изолята соевого белка (смесь Нутрисоя) и безмолочные продукты прикорма. При непереносимости соевой смеси используется лечебная смесь на основе высокой степени гидролизата белка (смесь Алфаре).

Прикорм вводится индивидуально с учетом возраста, отклонений в состоянии здоровья (гипотрофия, анемия, рахит).

Расчет питания для детей 1-го года жизни проводится один раз в месяц, исходя из потребности в основных веществах на 1 кг массы тела, для недоношенных детей – один раз в десять дней. Для каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев ведется лист питания, в котором отмечаются фактическое количество съедаемой пищи, стул ребенка, наличие срыгиваний, рвоты, отмечают динамику массы тела. По этим данным производятся расчет и корректировка питания.

У детей 2-го года жизни более высокая потребность в основных пищевых ингредиентах, необходимых для роста и развития. Питание детей этого возраста строится на основе норм питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.05 №659, позволяющим обеспечивать необходимое количество основных пищевых веществ, согласно возрастным физиологическим нормам (в ряде случаев по верхним границам нормы или на 10 – 15% выше). При этом соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно составлять 1:1:4, количество белков животного происхождения составляет 60-70% от их общего количества, доля растительных жиров – 10-15% от всего жирорациона. При приготовлении пищи используется обычная кулинарная обработка продуктов, рекомендуемая для данных возрастных групп. Пища готовится в основном в отварном виде, для детей до 1,5 – 2 лет достаточно измельченная. Большое значение имеет максимальное сохранение биологической ценности пищевых продуктов, обогащение блюд витаминами (С-витаминизация третьих блюд). Для детей этого возраста, страдающих пищевой аллергией, выделен гипоаллергенный стол с исключением облигатных аллергенов.

Вызывает трудности кормление детей с различными поражениями центральной нервной системы, с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов. Питание таких детей осуществляется через зонд и гастростому. Финансирование достаточное. Потребность в продуктах питания полностью обеспечена.

По информации районных отделов образования, питание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ГДОУ) организовано по действующим натуральным физиологическим нормам, установленным действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.1 1249–03 и СанПиН 2.4.1.2660-10 введенными в действие с 1 октября 2010 года. Все воспитанники ГДОУ обеспечиваются питанием в зависимости от вида дошкольного учреждения, длительности их пребывания в учреждении.

С целью улучшения организации и контроля за питанием детей в детских садах, а также выполнением СанПиНа 2.4.1. 1249-03, п.2.10 и СанПиН 2.4.1.2660-10, введенных 1 октября 2010 года, во всех учреждениях района ежегодно издается приказ «О назначении ответственных лиц за организацию питания ГДОУ районов».

Ниже в табл.4.1 представлена информации отдела образования Колпинского района Санкт-Петербурга о стоимости питания в день на одного воспитанника в ГДОУ (по состоянию на 01.10.10).

 

Таблица 4.1. Стоимость питания в день на одного воспитанника в ГДОУ Колпинского района Санкт-Петербурга, руб.

 

3-5 часов

12 часов

24 часа

до 3 лет

с 3 до 7 лет

до 3 лет

с 3 до 7 лет

до 3 лет

с 3 до 7 лет

Общеразвивающие группы

37,98

45,02

111,54

132,64

123,67

147,56

Оздоровительные группы

171,09

200,81

По информации отдела образования Пушкинского района Санкт-Петербурга бесплатное питание предоставляется детям, посещающим компенсирующие группы и детям сотрудников дошкольных образовательных учреждений.

По информации отдела образования Петроградского района Санкт-Петербурга питание в  дошкольных образовательных учреждениях организовано в соответствии с режимом работы:

  • при 8 часовом пребывании детей в ДОУ – трехразовое питание;
  • при 12 часовом пребывании детей в ДОУ – четырехразовое питание;
  • при 24 часовом пребывании детей в ДОУ – пятиразовое питание.

Стоимость питания ребенка в месяц входит в плату за его содержание в дошкольном учреждении. Во всех учреждениях имеются специально оборудованные пищеблоки. Продукты поступают с продуктовых баз 3 раза в неделю. В каждом учреждении имеются технологические карты блюд, составленные с учетом разнообразия, соотношения: белки/жиры/углеводы, калорийности. Карты составляются на каждое блюдо, утверждаются Управлением Роспотребнадзора и на заседании Совета по питанию. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Ежедневный контроль за питанием осуществляют медицинские работники и заведующие дошкольными учреждениями.

По данным администрации Центрального района Санкт-Петербурга питание детей в дошкольных образовательных учреждениях зависит от режима работы ДОУ. Дети получают сбалансированное питание, учитываются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья детей (пищевая аллергия, хронические заболевания). В целом натуральные нормы по основным видам продуктов питания выполняются во всех ГДОУ района согласно рекомендуемым среднесуточным нормативам продуктов питания.

Ниже в таблице 4.2 представлена информация отдела образования Центрального района Санкт-Петербурга средней стоимости питания в день на одного воспитанника в ГДОУ (по состоянию на 01.01.10).

 

Таблица 4.2. Средняя стоимость питания в день на одного воспитанника в ГДОУ Центрального района Санкт-Петербурга, руб.

 

3-5 часов

12 часов

24 часа

до 3 лет

с 3 до 7 лет

до 3 лет

с 3 до 7 лет

до 3 лет

с 3 до 7 лет

Общеразвивающие группы

-

10,24

75,09

81,43

75,16

103,51

Оздоровительные группы

77,0

108,0

80,3

102,25

По информации администрации Фрунзенского района, в 80 дошкольных образовательных учреждениях района 100% детей охвачены сбалансированным питанием. Поставку продуктов питания осуществляют ЗАО «Артис» детское питание», ОАО «Хлебный дом» (поставляет хлебобулочные изделия, обогащенные микронутриентами). Продукты питания, поставляемые в дошкольные образовательные учреждения, отвечают всем действующим стандартам и требованиям. В 26 районных ГДОУ функционируют оздоровительные группы. В дошкольном учреждении №41 открыты две группы для детей с целиакией (30детей). Эти дети дополнительно, по таблице замены, получают безглютеновые продукты: Андреевские хлебцы, вермишель из рисовой и кукурузной муки, кукурузный крахмал.

По информации Комитета финансов Санкт-Петербурга, в структуре расходов бюджета в 2010 году по отрасли «Образование» было выделено 68 435 163,5 тыс.руб. (в 2009 году – 55 098 675,2 тыс.руб.), что составило 18,1% от всех расходов бюджета города. Ниже в табличной форме приведены данные о расходах бюджета Санкт-Петербурга на питание школьников и учащихся начального и среднего профессионального образования.

 

Таблица 4.3. Исполнение бюджета Санкт-Петербурга по отрасли «Образование», тыс.руб.

Наименование расходов бюджета

Годы

2008

2009

2010

Расходы на питание школьников в общеобразовательных и вечерних школах

865 980,1

526 944,4

*

Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в общеобразовательных и вечерних школах

*

297 042,1

855 062,8

Расходы на питание школьников в общеобразовательных учреждениях по культуре

146,8

84,4

*

Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в общеобразовательных учреждениях по культуре

*

132,2

305,8

Расходы на питание учащихся в учреждениях начального профессионального образования

177 201,9

 

95 356,8

*

Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в учреждениях начального профессионального образования

*

86 290,8

210 773,1

Расходы на питание учащихся в учреждениях среднего профессионального образования

34 197,4

17 379,1

*

Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в учреждениях среднего профессионального образования

*

15 468,2

28 401,3

* сведения по данным целевым статьям отсутствуют, так как в 2010 отдельными целевыми статьями не выделялись.

По информации Управления социального питания (далее УСП), в 2010 году была проведена значительная работа по организации питания детей, подростков и контролю безопасности и качества поставляемых продовольственных товаров, сырья и услуг питания в детские школьные образовательные учреждения, а также по координации деятельности иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социального питания.

Основной правовой нормой, установленной Законом о питании, является организация питания школьников и учащихся профессиональных училищ Санкт-Петербурга по трем направлениям:

  • за счет средств родителей (полностью оплачивающих стоимость питания);
  • за счет средств бюджета (т.е. бесплатно);
  • новое направление – софинансирование родителями стоимости питания (70% – за счет бюджета, 30% – за счет средств родителей).

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.02.09 №32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» льготное питание за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (100%) предоставляется следующим категориям школьников и учащимся профессиональных училищ:

  • школьникам, проживающим в малообеспеченных в семьях;
  • школьникам, проживающим в многодетных семьях;
  • школьникам специальных (коррекционных) школ;
  • школьникам специальных (коррекционным) классов школ;
  • школьникам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за исключением школьников, обучающихся в детских домах-школах, специальных (коррекционных) школах –интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • школьникам, являющимся инвалидами;
  • учащимся профессиональных училищ, осваивающим образовательную программу начального профессионального образования или образовательную программу профессиональной подготовки;
  • учащимся профессиональных училищ, осваивающим образовательную программу среднего профессионального образования, являющимся инвалидами.

Льготное питание с оплатой 70% стоимости рациона питания за счет бюджета
Санкт-Петербурга и 30% за счет средств родителей предоставляется следующим категориям школьников:

  • обучающимся в специализированных спортивных и кадетских классах;
  • страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливает Правительство Санкт-Петербурга;
  • стоящим на учете в противотуберкулезном диспансере.

Кроме того, всем школьникам 1-4 классов, не получившим питание по вышеназванным основаниям, предоставляется завтрак на льготной основе с оплатой 70% его стоимости за счет бюджета Санкт-Петербурга и 30% за счет средств родителей.

В Законе о питании сохранено право на получение денежной компенсации учащимся, обучающимся на дому и школьникам, страдающим хроническими заболеваниями, которые в силу объективных причин не могут получать в школе питание, но имеют на это право.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга 04.06.09 №655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» (вступившее в силу 29.06.09) определило порядок предоставления льготного питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом о питании стоимость питания устанавливается Правительством Санкт-Петербурга не реже одного раза в год. В отчетном году стоимость питания была изменена два раза: с 01.09.09 стоимость двухразового горячего питания составляла 66,00 рублей, в том числе: завтрака – 24,00 руб., обеда – 42,00 рублей, а с 01.09.10 стоимость горячего питания составила 75,00 рублей, в том числе:

  • для учащихся 1-4 классов – 75,00 рублей (в том числе завтрака – 30,00 руб., обеда – 45,00 руб.),
  • для учащихся 5-11 классов стоимость обеда – 75,00 руб.

По информации Комитета по образованию, Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга «О мерах по реализации Закона «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», утвержден новый механизм предоставления льготного питания в образовательных учреждениях, исключающих нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных на предоставление питания в образовательных учреждениях. Для уточнения адресности оказания социальной поддержки Комитетом по образованию совместно с Городским информационно-расчетным центром Комитета по социальной политике проводится сверка детей по тем из перечисленных категорий, которые уже получают социальную помощь в виде выплат и пособий.

Ежегодно объем финансирования на питание школьников увеличивается: в 2009 году на питание школьников из бюджета Санкт-Петербурга было выделено 1007 млн. рублей; в 2010 году в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели было предусмотрено 1274 млн. рублей.

Кроме того, по инициативе Комитета по образованию ежегодно на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга рассматриваются вопросы, связанные с увеличением стоимости питания. Так, с 20.09.10 стоимость рациона питания школьников и учащихся профессиональных училищ установлена в размере 75 рублей в день, что на 14% больше по сравнению с утвержденной стоимостью на 1 полугодие 2010 года.

Управлением социального питания в течение всего 2010 года в рамках мониторинга стандартов проживания населения Санкт-Петербурга проводился мониторинг стандарта школьного питания, основанного на необходимости обеспечения каждого учащегося горячим питанием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами независимо от района проживания и необходимости увеличения охвата горячим качественным и безопасным питанием.

Показатели, как по общему охвату питанием учащихся общеобразовательных учреждений, так и по охвату платным и бесплатным горячим питанием включены в базу оценочных показателей при осуществлении мониторинга социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга. Показатели мониторинга представлены в главе 2.

Для проведения единой технологической политики при организации питания детей и подростков специалистами УСП разработаны и согласованы с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу сбалансированные меню рационов горячего питания:

  • цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания (обед) для обеспечения льготным питанием учащихся средних и старших классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга стоимостью 75,00 рублей (для буфетов-распредов);
  • цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания (обед) для обеспечения льготным питанием учащихся средних и старших классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга стоимостью 75,00 рублей (для доготовочных столовых);
  • цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания (завтрак, обед) для обеспечения льготным питанием учащихся младших классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга стоимостью 75,00 руб. (завтрак – 30,00 руб., обед – 45,00 руб.) (для доготовочных столовых);
  • цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания (завтрак, обед) для обеспечения льготным питанием учащихся младших классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга стоимостью 75,00 руб. (завтрак – 3000 руб., обед – 45,00 руб.) (для буфетов-распредов);
  • примерный ассортиментный перечень буфетной продукции для учреждений образования Санкт-Петербурга;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, с 10 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, с 12 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, с 24 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 3 до 7 лет, с 10 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 3 до 7 лет, с 12 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • цикличное десятидневное меню для организации питания детей в возрасте от 3 до 7 лет, с с 24 часовым пребыванием в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания;
  • ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (школы и профессиональные училища);
  • ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в детских домах, школах-интернатах различного типа, учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи и детских спортивных оздоровительных лагерях;
  • ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
  • ассортимент продуктов питания для «сухих пайков» для детей и подростков, которые направляются на лечение и отдых за пределы Ленинградской области железнодорожным транспортом.

Кроме того, Управлением сформирован «Перечень рекомендуемых обогащенных продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга в учетом специфики и особенностей организации питания детского и взрослого контингента», который одобрен членами экспертно-координационного совета по развитию социального и здорового питания в Санкт-Петербурге, согласован с Управлением Роспотребнадзора и доведен до сведения главных распорядителей средств бюджета и предприятий питания.

Вся работа проведена с целью обеспечения качества и безопасности питания, недопущения в сферу социального питания, особенно питания детей, недобросовестных исполнителей государственного заказа.

По мнению специалистов УСП, в вопросах организации питания учащихся образовательных учреждений достигнуты положительные результаты:

  1. Расширился ассортимент продукции повышенной пищевой и биологической ценности, что положительно повлияло как на качественный состав готовой продукции, так и на расширение перечня буфетной продукции. В питании детей и подростков широко использовалась кисломолочная продукция с лактобактериями и бифидофлорой, витаминизированные напитки и кисели, хлебобулочные изделия, обогащенные кальцием и магнием, йодоказеином, блюда и закуски с использованием морской капусты, йодированная соль.
  2. Внедрены новые формы организации питания школьников. С целью восполнения физиологических потребностей и энергетических затрат учащимся предоставлена возможность за счет средств родителей:
  • приобретать абонементы на скомплектованные рационы завтраков и обедов;
  • пользоваться меню свободного выбора;
  • пользоваться услугами кафе для старшеклассников, экспресс-столов, молочных, витаминных столов, «Бистро»;
  • приобретать буфетную продукцию широкого ассортимента (холодные закуски, фрукты, соки, напитки, молоко и кисломолочные продукты, выпечные, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия).

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.09.08 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге и принятом Правительством Санкт-Петербурга постановлении от 23.07.09 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», в 745-ти образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, социальное питание обеспечивается 19-тью предприятиями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор на право заключения договоров, на обеспечение социального питания. В 2009 году с предприятиями питания заключены договора сроком на 3 года.

Управлением социального питания постоянно проводятся совещания и семинары с руководителями предприятий и организаций, осуществляющих поставки продовольственных товаров, сырья и услуг питания в социальную сферу, как обучающие, так и по распространению передового опыта.

На базе подведомственного УСП учреждения СПб ГОУ «Учебно-курсовой комбинат» ежегодно проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонал предприятий и организаций питания, в том числе работники школьных пищеблоков.

По итогам 2010 года, охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга составил 85,64%, в том числе за счет средств бюджета – 43,68% (в 2009 г. – 85,99%, за счет средств бюджета – 39,93%). Наибольший охват льготным питанием осуществляется по следующим категориям учащихся:

  • учащиеся начальных классов (завтраки) – 70% от общего числа льготников;
  • учащиеся из многодетных семей – 11,3%;
  • учащиеся из малообеспеченных семей – 6,5%;
  • прочие категории – 12,2%.

 

Категории учащихся ГОУ Санкт-Петербурга, пользующихся горячим льготным питанием

Рис.4.1. Категории учащихся ГОУ Санкт-Петербурга, пользующихся горячим льготным питанием

УСП отмечены районы Санкт-Петербурга, в которых показатели охвата горячим питанием значительно выше среднегородского уровня: Василеостровский, Выборгский, Калининский, Колпинский, Кронштадтский, Невский, Петродворцовый, Приморский, Фрунзенский, Центральный районы.

Охват питанием в ГДОУ, в детских домах и школах-интернатах составил 100%. Питание осуществляется по натуральным нормам в зависимости от возраста и времени пребывания детей в данных учреждениях.

Ниже приведена информация об обеспеченности льготным питанием школьников в районах Санкт-Петербурга, предоставленная районными отделами образования. Специалисты районов указали на имеющиеся сложности в обеспечении питанием и представили предложения по улучшению качества питания школьников. Так, в Адмиралтейском районе обеспечены льготным питанием 5693 учащихся, что составляет 42,5% от общей численности школьников. Специалисты района отмечают следующие проблемы, связанные с организацией питания детей:

  • огромный документооборот по организации питания, связанный с введением в силу Закона Санкт-Петербурга от 04.02.09 №32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.09 №655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»;
  • дети из социально незащищенных семей не имеют права на льготное питание, если в семье среднедушевой доход за предшествующий обращению квартал немного выше величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге, рассчитанного за предшествующий обращению квартал, а практически семья нуждается в социальной поддержке;
  • для оформления и ведения отчетной документации по питанию в общеобразовательных учреждениях требуется введение отдельной ставки организатора питания. Организатор питания в школе – это дополнительная нагрузка учителя к основной работе.

В Московском районе различными видами школьного питания пользуются 86% детей. Льготное питание в школах района получает 8800 человек, что составляет 47% от общего контингента, что на 6% больше, чем в 2009 году. Обучающиеся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются бесплатным питанием по ходатайству специальных комиссий, созданных на базе образовательных учреждений с включением в состав комиссий родительской общественности и представителей муниципальных органов власти. По мнению педагогического персонала района, учащихся и родителей, с введением системы софинансирования завтраков для учащихся 1-4 классов и льготного питания отдельных категорий детей, качество питания детей улучшилось. В то же время появилась часть детей, среднедушевой доход семей которых чуть выше прожиточного минимума, не получающих питания в школе.

Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга горячим питанием охвачено 24 467 человек, что составляет 90,5% от общего контингента детей, социальное питание предоставляется 12 370 учащимся района, что составляет 50,6% детей от общего количества обучающихся. Основными задачами в обеспечении питанием школьников являются: гарантированное качество и безопасность питания; обеспечение питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; профилактика инфекционных заболеваний, связанных с фактором питания, формирование культуры питания, пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

По информации администрации Красносельского района, в целях обеспечения учащихся горячим питанием в образовательных учреждениях распоряжением администрации от 04.08.09 №184 «О создании Конкурсной комиссии» создана комиссия по проведению конкурсного отбора общественного питания на право заключения договора об организации социального питания в подведомственных учреждениях образования; утверждено положение о комиссии. Сформирован и утвержден перечень форм социального питания в учреждениях образования; подготовлена конкурсная документация.

Открытое акционерное общество «Комбинат социального питания Красносельского административного района» на основании проведенного конкурса по организации социального питания осуществляет организацию питания в образовательных учреждениях Красносельского района. С данным предприятием заключены договора об организации социального питания в учреждениях образования, подведомственных администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на 3 года.

В учреждениях образования района собраны заявления родителей (законных представителей) о предоставлении льготного питания учащимся. Списки учащихся льготных категорий, полученные из образовательных учреждений, направлены для сверки в Санкт-Петербургское государственное учреждение «Городской информационно-расчетный центр». На основании сведений, полученных из образовательных учреждений и ГУ «Городского информационно-расчетного центра», сформирован список учащихся льготных категорий и утвержден распоряжением администрации Красносельского района от 23.08.10 №1853 «О назначении льготного питания». Ежемесячно в данное распоряжение вносятся дополнения и изменения. На 01.01.11 подготовлено 13 распоряжений. В соответствии с действующим законодательством льготным горячим питанием в образовательных учреждениях охвачено 42,21% школьников. С целью правильной организации и контроля за деятельностью учреждений отделом образования в 2010 году проведено 9 совещаний с организаторами питания учащихся льготных категорий; осуществлены выездные проверки в 14 школах.

Организация питания в государственных учреждениях начального или среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.11.07 №1482 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении питанием школьников и учащихся профессиональных училищ в Санкт-Петербурге».

Бесплатное питание – обед (за счет средств бюджета Санкт-Петербурга) предоставляется следующим категориям обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования: малообеспеченные, многодетные, тубинфицированные, обучающиеся, признанные инвалидами в установленном порядке, обучающиеся, страдающие хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством Санкт-Петербурга, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Комитетом по образованию представлен анализ социального состава обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования Санкт-Петербурга: 49% обучающихся составляют учащиеся из неполных семей, 7% обучающихся – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2125 чел.). Доля учащихся из семей с доходами ниже среднего прожиточного уровня составляет 42%, из семей с доходами на уровне ПМ, – 42%. Обучающихся из обеспеченных семей – 17%. Ослабленное здоровье имеют 16% от общего количества обучающихся, 2% – с ограниченными возможностями здоровья.

Бесплатное питание предоставляется обучающимся только в дни посещения образовательного учреждения (в дни теоретических занятий и занятий по производственному обучению в образовательном учреждении), а также во время проведения мероприятий за пределами образовательного учреждения, осуществляемых в рамках образовательного процесса (в том числе, при прохождении производственной практики).

Руководитель образовательного учреждения организует бесплатное горячее питание обучающихся во время прохождения ими производственного обучения или производственной практики путем заключения гражданско-правовых договоров с юридическими лицами, организующими производственное обучение или производственную практику. В период прохождения производственного обучения или производственной практики, осуществляемых на территории сторонних организаций, где невозможно организовать бесплатное горячее питание, оно предоставляется в виде сухих пайков.

Стоимость предоставляемого на бесплатной основе питания (обеда) обучающихся составила в 2010 году – 75 руб.00коп. (в 2009 году – 66руб.00коп., в 2008 г. – 47 руб.00 коп.).

В 2010 году бесплатным питанием было охвачено 86% обучающихся в системе НПО и СПО. Из общего контингента обучающихся (29 153чел.) 3 904 человек по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, остальные – к основной и подготовительной медицинским группам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются четырехразовым питанием по суточным нормам потребления. В 2010 году в будние дни стоимость рациона составила 210 руб.00 коп; в праздничные, каникулярные и выходные дни 230 руб.00 коп. (в 2009 году, соответственно – 201руб. 00 коп. и 221 руб.00 копеек.

Нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в учреждении, осуществляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.11.05 № 616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.08 №525 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По информации Комитета по образованию, питание воспитанников организовано во всех детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом проектных особенностей зданий. Все воспитанники обеспечиваются горячим 5-ти разовым питанием за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по действующим натуральным нормам. В 2010 году стоимость питания в день детей школьного возраста составила 210 руб., в выходные и праздничные дни – 230 руб.

 

Таблица 4.4. Стоимость рациона питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данные Комитета по образованию)

Год

В будние дни

В праздничные,

каникулярные и выходные дни

2006

98 руб.52коп.

108 руб.37коп.

2007

105 руб.81коп.

116 руб.39коп.

2008

153 руб.00коп.

168 руб.00коп.

2009

201 руб.00коп

221 руб.00коп.

2010

210 руб.00коп.

230 руб.00коп.

Далее приведена информация об организации питания воспитанников учреждений социального обслуживания семей и детей. Так, в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» в условиях круглосуточного стационара организовано пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин. В учреждении находятся дети разных возрастных категорий, поэтому меню составляется по возрастам и в соответствии с физиологическими нормами:

  • I категория – дошкольники;
  • II категория – младшие школьники;
  • III категория – школьники.

Рацион питания детей по всем категориям составлен в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.08 № 525 по физиологическим нормам.

Имеется специально оборудованная столовая с 4 залами для приема пищи. Составлен режим работы столовой для разных возрастных групп детей. Примерное меню разрабатывается на 21 день, что позволяет заранее планировать объем заказываемых продуктов.

Доставка пищевых продуктов осуществляется специальным транспортом 2 раза в неделю. Проводится контроль за поступающими в учреждение пищевыми продуктами. Организовано правильное хранение продуктов по разным кладовым с соблюдением температурного режима. Ведется журнал бракеража сырой продукции. В необходимых случаях, по назначению врачей, детям, перенесшим тяжелые заболевания, имеющим выраженный дефицит веса, выписывается дополнительное питание (молоко, масло, мед и др.). Для проведения детских праздников, празднований дней рождений выпекаются пироги и выдаются кондитерские изделия. Воспитанники отделения дневного пребывания бесплатно получают трехразовое питание в соответствии с нормами, установленными учреждением.

Санкт-Петербургским государственным учреждением «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга» в 2010 году было организовано ежедневное бесплатное горячее питание для 10 детей-инвалидов, посещавших отделение дневного пребывания. Всего получили бесплатное горячее питание 28 человек.

В 2010 году в СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Московского района несовершеннолетним, посещающим отделение дневного пребывания, предоставлялось двухразовое рациональное горячее питание. Средства на питание несовершеннолетних выделялись из бюджета Санкт-Петербурга из расчета 92 руб.10 коп. на одного ребенка (402,9 тыс.руб. в год). В течение 2010 года питанием было обеспечено 61 несовершеннолетний из 47 семей. Категории детей, получавших питание в ОДПН – дети из малообеспеченных, опекунских, многодетных, неполных семей, семей, понёсших утрату одного из родителей.

В 2010 году в СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Петроградского района» было организовано четырехразовое питание несовершеннолетних детей в отделениях Социальная гостиница» и «Социально реабилитационное отделение для несовершеннолетних временного проживания» В течение 2010 года питанием было обеспечено 18 несовершеннолетних. Стоимость питания в день на одного ребенка составила 365 руб.11 коп.; в СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» в отделении дневного пребывания детей-инвалидов было организовано одноразовое питание стоимостью 31 руб.38коп. в день. Бесплатное питание получили 30 детей-инвалидов.

Семьям с детьми в течение года представлено 823 продуктовых набора за счет средств бюджета

Ниже приведена таблица отдела социальной защиты Петроградского района Санкт-Петербурга о предоставлении семьям продуктовых наборов за счет средств бюджета.

 

Таблица 4.5. Предоставление продуктовых наборов льготной категории граждан в Петроградском районе Санкт-Петербурга

Категория семьи

Кол-во детей

Кол-во наборов

Сумма (руб)

1

Многодетные семьи

341

352

132 428,6

2

Неполные семьи

225

282

103 472,1

3

Семьи с детьми-инвалидами

35

60

22958,1

4

Семьи инвалидов с иждивенцами

51

104

39392,4

5

Малообеспеченные семьи

15

30

11929,6

6

Итого

667

828

310181,3

По информации районных отделов социальной защиты населения, бесплатное питание предоставлялось в основном за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Привлечение внебюджетных средств на указанные нужды отмечают специалисты Фрунзенского района Санкт-Петербурга:

  • в 2010 году ОБФ «Родительский мост» оказал помощь в финансировании питания и других услуг женщинам и детям, временно проживающим в отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района» на сумму 115 192 рубля.
  • ОО «Врачи детям и НКО «Право на здоровье» оказали помощь в финансировании питания и других услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, находящимся на социальном сопровождении в СПб  ГУ СРЦН Фрунзенского района на сумму 1 180 000 руб. 
  • РНО «Детский кризисный центр» оказал помощь в финансировании питания детям дошкольного возраста и женщинам с малолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временно проживающим в отделении (социальный приют), включающее группы длительного пребывания и семейно-воспитательные группы на сумму 500 000 руб.

Специалисты Красногвардейского района в качестве мер по улучшению питания детей в Санкт-Петербурге предлагают расширить категорию детей, которым необходимо бесплатное питание. Дополнить список хронических заболеваний, при которых предоставляется льготное питание. Предлагается провести процедуру проверки данных учащихся в Городском аналитическом центре более открытой, чтобы отказ в льготном питании был аргументирован, а также ускорить процедуру передачи данных из районных противотуберкулезных диспансеров в Городской аналитический центр.

Организация питания в оздоровительных лагерях. Управление Роспотребнадзора ежегодно принимает участие в организации ярмарки производителей и поставщиков продовольственных» товаров и сырья для организации питания детей в летний оздоровительный период, в т.ч. продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами.

С целью осуществления круглогодичной подготовки летней оздоровительной кампании в Санкт-Петербурге создана Городская межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в состав которой входят специалисты Управления Роспотребнадзора. Аналогичные комиссии созданы в административных районах. В течение 2010 года проведены заседания с обсуждением следующих тем: «О ходе летней оздоровительной кампании 2010 г.», «Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий по обеспечению летнего отдыха детей», «О медицинском обеспечении летней оздоровительной кампании», «Об организации питания», «Об организации отдыха несовершеннолетних, склонных к правонарушениям», «Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», «О реализации программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов» и др.

По информации Управления Роспотребнадзора, летом 2010 года под контролем находилось 252 детских оздоровительных учреждения на территории города и области, в которых отдыхало 65768 чел. (в2009 г., соответственно, 253 учреждения и 66631 чел.).

Продолжительность смен в летних оздоровительных учреждениях составляла не менее 21 дня. Средняя стоимость путевки составила 12660 руб. на 21 день (в 20089г. – 10147руб.).

В дошкольных учреждениях, загородных лагерях и санаториях было организовано 5-ти разовое питание, в городских лагерях – 3-х разовое.

Фактическая стоимость питания составляла от 150 до 330 руб. на 1 ребенка в день в зависимости от типа учреждения.

В меню ежедневно включались фрукты, овощи, соки, витаминизированные напитки; кисломолочные продукты, обогащенные жизнеспособной микрофлорой; молоко витаминизированное и с йод-казеином, хлебобулочные изделия, обогащенные микро- и макронутриентами.

По информации Управления Роспотребнадзора с 2006 года работает экспертно-координационный совет по развитию социального и здорового питания, в состав которого вошли специалисты Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу. По инициативе Управления Роспотребнадзора вопросы оптимизации питания учащихся образовательных учреждений неоднократно обсуждались в Законодательном собрании, на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга, на межведомственных координационных советах.

В течение 2010 года Управлением Роспотребнадзора, в том числе совместно с Прокуратурой Санкт-Петербурга, осуществлялся контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в специализированных учреждениях для детей-сирот. Информация о работе данного вида учреждений и выявленных в них нарушениях санитарного законодательства направлялась в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга. За выполнение нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в 2010 наложено 39 штрафов на сумму 75,4 тыс. руб. (в2009г.- 45 штрафов, на сумму 87,5 тыс.руб.). Отмечались нарушения санитарно-эпидемиологического режима при организации питания, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние ряда помещений. В 2010г. за различные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов наложено 1575 штрафов. Сумма наложенных штрафов составила 4 575,4 тыс.руб.

Органами прокуратуры Санкт-Петербурга проверки законности при организации летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях проводятся ежегодно. В ходе проверок, проведенных в 2010 году, выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе при организации питания воспитанников, противопожарного законодательства, а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам которых внесено 25 представлений, возбуждено 11 административных производств, принесено 3 протеста.

По информации органов прокуратуры, проведенные проверки показали, что в социально-реабилитационных приютах по-прежнему достаточно распространены нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства. Так, прокуратурой города при проверке СПб ГУ «Социально-реабилитационный центр «Малоохтинский дом трудолюбия» выявлены факты несоблюдения требований к организации питания воспитанников, нарушения питьевого режима, ведению медицинской документации, а также к правилам работы на электронно-вычислительной работы и к проведению диспансеризации воспитанников. В отношении руководителя приюта прокуратурой города возбуждено 3 административных производства, в адрес главы районной администрации внесено представление.

Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены также прокурорами Московского района в СПб ГУ «Социальный приют для детей «Ребенок в опасности», Невского района в СПб ГУ «Социальная гостиница для несовершеннолетних» Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга «Альмус», Пушкинского района в ГУ «Центр социальной помощи семье и детям «Аист», в отношении виновных лиц прокурорами указанных районов возбуждены административные производства по ст.6.7. КоАП РФ.

По информации Управления Роспотребнадзора, при подготовке к проведению массовых мероприятий в период новогодних праздников и зимних каникул, проведены совещания в администрациях районов города, а также совещания с организаторами мероприятий, представителями организаций, обслуживающих территории (ЖКС, муниципальные образования). В адрес начальников отделов образования направлены предписания о необходимых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских учреждениях в указанный период. В Санкт-Петербурге было запланировано проведение 750 массовых мероприятий по встрече Нового года и празднованию Рождества Христова. Основными местами проведения явились дома культуры, дома детского творчества, детские кинотеатры, спортивные комплексы, администрации районов. В период с 13.12.10 по 14.01.11 Управлением Роспотребнадзора было проведено 148 внеплановых проверок домов детского творчества, детских театров и кинотеатров, оздоровительных лагерей, домов культуры, спортивно-концертных комплексов, предприятий общественного питания и торговли.

 

Органами Роспотребнадзора выявлены следующие нарушения:

  • неудовлетворительное санитарно-техническое состояние и содержание помещений;
  • нарушение правил товарного соседства при хранении пищевых продуктов;
  • отсутствие личных медицинских книжек у персонала;
  • нарушение сроков прохождения медицинских осмотров;
  • невыполнение мероприятий программы производственного контроля;
  • отсутствие моющих и дезинфицирующих средств.

За выявленные нарушения наложено 67 штрафов на сумму 257 800 руб. В районные прокуратуры направлены 39 материалов о результатах проверок.

Согласно положению об Управлении социального питания, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга, УСП наделено полномочиями государственного контроля в сфере социального питания. Для обеспечения безопасного и качественного питания за 2010 год проведена 761 проверка, в том числе в государственных дошкольных образовательных учреждениях – 266, в государственных общеобразовательных учреждениях – 229, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – 10, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка – 15.

В процессе данных контрольных мероприятий осуществлен следующий лабораторно-технологический контроль:

  • исследований проб на физико-химические показатели – 3505;
  • исследований проб на микробиологические показатели –7097;
  • исследовано смывов с инвентаря, столовой посуды, санодежды и рук персонала – 7097;
  • молекулярно-генетические исследования (на содержание ГМО) – 886.

Проведение лабораторно-технологического контроля позволило не допустить использование в питании детей и подростков некачественных продовольственных товаров, пищевого сырья и готовой продукции, нарушение санитарных норм, правил и технологии приготовления пищи.

Реализуя Закон Санкт-Петербурга от 25.10.06 №530-86 «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.08 № 260 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об организации и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге», специалисты Управления:

  • разработали и реализовали обучающие программы для начальников детских оздоровительных учреждений, медицинских работников, заведующих производствами, других работников пищеблоков;
  • провели семинары с руководителями детских оздоровительных учреждений и работниками пищеблоков по соблюдению требований к технологическим и санитарным режимам производства и реализации готовой продукции, приемке продовольственных товаров и сырья, обеспечивающих безопасность и качество питания детей и подростков;
  • разработали и согласовали с Управлением службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу рекомендации по организации питания в детских оздоровительных учреждениях, перечень продовольственных товаров и сырья с учетом специфики и особенностей организации питания для детских оздоровительных и спортивных лагерей, двухнедельное цикличное меню пятиразового питания, сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и энергетической ценности, отвечающее физиологическим потребностям детского организма. В меню предусмотрено использование кисломолочной продукции, молочной продукции с живой микрофлорой, свежих фруктов и овощей, морской капусты, витаминизированных напитков, йодированной соли;
  • разработали и реализовали программу лабораторного и технологического контроля за безопасностью продовольственных товаров и сырья, поступающих в оздоровительные учреждения, качеством готовой продукции, соблюдением санитарных норм и правил.

За летний оздоровительный период специалистами Управления, ИЛ «СОЦПИТ» проверены все лагеря дневного пребывания, загородные оздоровительные учреждения, в том числе дошкольные, спортивные, детские дома на собственных базах. Оказывалась практическая помощь на местах по вопросам организации работы пищеблоков.

За этот период проведено исследований:

Проб готовой продукции:

  • на физико-химические показатели – 461 исследование;
  • на микробиологические показатели – 318 исследований.

Проб сырья:

  • на физико-химические показатели – 342 исследования;
  • на микробиологические показатели – 293 исследования;
  • на содержание ГМО – 500 исследований;
  • на содержание токсичных элементов – 46 исследований;
  • на содержание пестицидов – 18 исследований.

Исследованы смывы с посуды, инвентаря, посуды, санитарной одежды и рук персонала пищеблока –2080.

Проведение лабораторно-технологического контроля позволило не допустить использование в питании детей и подростков в период летней оздоровительной кампании некачественных продовольственных товаров, пищевого сырья и готовой продукции, снизить количество нарушений технологии приготовления пищи.

По информации Управления социального питания 12-13 ноября 2010 года проводился V форум «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии. Санкт-Петербург – 2009», на котором обсуждались проблемы дефицита микронутриентов в питании детей и подростков, состояние и перспективы детей в организованных коллективах.

По мнению специалистов УСП, в организации питания детей, школьников и учащихся профессиональных училищ имеются определенные проблемы, для решения которых необходима совместная организационная деятельность всех заинтересованных сторон.

В первую очередь – это недостаточное бюджетное финансирование на организацию питания льготных категорий школьников и учащихся. В связи с ростом цен на основные группы продовольственных товаров и сырья, по состоянию на декабрь 2010 года, стоимость предоставляемого на льготной основе рациона питания в размере 75,00 рублей обеспечивала физиологические нормы потребления продуктов питания для учащихся средних и младших классов на 76,8%, для учащихся младших классов – 64%.

Комитетом по образованию предоставлена информация об адресной программе по оснащению и переоборудованию пищеблоков образовательных учреждений 2006-2010 годы с общим объемом финансирования 450 млн. рублей.

Реализация данной программы позволила заменить морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование школьных пищеблоков в 695 школах.

Поставляемое современное технологическое оборудование (холодильники, посудомоечные машины, моечные ванны, водонагреватели, картофелечистки и т.д.) обеспечивают безопасность и качество питания детей, а также облегчает труд работников столовых. Оснащение пищеблоков таким оборудованием как пароконвектомат, тестомес, жарочные шкафы, электромясорубки, универсальные кухонные машины, мармиты, холодильные витрины обеспечивает механизацию основных процессов переработки пищевых продуктов, использование современных технологий в организации детского питания (выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий, пассерование и др.).

В 2008-2009 годах в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга произведена замена технологического оборудования в 85 школьных пищеблоках на общую сумму 83 млн.рублей.

Финансирование мероприятий в рамках экспериментального проекта состояло из:

  • средств бюджета Санкт-Петербурга – 54 391,9 тыс. рублей;
  • средств федерального бюджета – 73 000,0 тыс. рублей.

Средства регионального бюджета были предусмотрены на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ в школьных пищеблоках. Свои обязательства в рамках Соглашения Санкт-Петербург не только выполнил в полном объеме, но и перевыполнил на 10,3 млн.рублей.

Средства федерального бюджета были предусмотрены на поставку технологического оборудования в пищеблоки школьных столовых, демонтаж заменяемого оборудования школьных пищеблоков, монтаж и пуско-наладочные работы оборудования школьных столовых.

Положение детей в 2010 году:

 

1 Социально-демографические аспекты положения детей.

2 Социально-экономические аспекты положения детей.

3 Состояние здоровья детей.

4 Состояние питания детей.

5 Состояние здоровья женщин.

6 Образование, воспитание и развитие детей.

7 Организация досуга детей и подростков.

8 Трудовая занятость несовершеннолетних.

9 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

10 Положение детей-инвалидов.

11 Профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

12 Преступность и правонарушения несовершеннолетних. Преступления и правонарушения в отношении несовершеннолетних.

13 Характеристика миграционных процессов.

14 Развитие системы социального обслуживания семьи и детей.

Прил.1 Перечень основных нормативно-правовых актов по вопросам детства, принятых в санкт-петербурге в 2010 году

Прил.2 Сведения об основных информационных источниках


Основные разделы HomeKid.Ru:

Положение детей в Санкт-Петербурге

Справочник Социальные службы
  По районам Санкт-Петербурга
  Тематические списки
  НКО

Буллинг - Что делать ?

О центре Семья

   


 
 
 
 

© Комитет по социальной политике, 2011 | © Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2011 | insite design © DAK, 2007 - 2011

Поиск по нашему сайту homekid.ru

Loading

 

Основные разделы сайта homekid.ru

Положение детей в Санкт-Петербурге | Справочник Социальные службы - По районам Санкт-Петербурга  Тематические списки  НКО
Буллинг - Что делать ? | Правовая база | Пособия | Комитет по социальной политике | О центре Семья | HomeKid.Ru | Карта сайта xml

      Как добраться до нас   -     Центр Семья на map Yandex       Центр Семья на Google map
 
 
 
   
Open Directory Project at dmoz.org
Яндекс цитирования
  Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет